Конституционный суд отменил статью о незаконном обогащении. К чему это приведет?
Решение Конституционного суда, которым он фактически отменил ответственность за незаконное обогащение чиновников, уничтожит все дела против людей, чьи декларации вызвали вопросы, говорят эксперты.
Более того, это может привести и к проблемам в отношениях с МВФ.
В то же время сторонники пересмотра статьи Уголовного кодекса (УК) о незаконном обогащении, настаивают: эта норма действительно противоречит Конституции и в нынешнем виде лишь позволяет коррупционерам получать оправдательные приговоры в судах.
О чем речь
Вечером 27 февраля Конституционный суд опубликовал текст своего решения , в котором признал неконституционной статью Уголовного кодекса о наказании за незаконное обогащение.
Таким образом, она теряет силу с дня принятия решения суда.
По мнению суда, статья противоречит Конституции, поскольку предусматривает обязанность гражданина объяснять законность своих состояний, то есть "доказывать невиновность". В то время, как в Украине действует презумпция невиновности и доказательства вины в суде является задачей обвинения.
Статья 368-2 о незаконном обогащении ввели в Уголовный кодекс после Євромайдану - в 2015 году.
За ней, чиновники, которые имеют значительные доходы или имущество, "законность оснований приобретения которых не подтверждена доказательствами", могут оказаться в тюрьме на срок от двух до десяти лет.
Кроме того, осудить их можно и за передачу таких состояний - например, своим родственникам.
Под "значительными" подразумеваются активы, превышающие тысячу необлагаемых минимумов - сейчас это около 960 тыс. грн.
То есть если чиновник не может объяснить, откуда у него взялось в декларации 960 тыс. грн (или имущество на такую сумму), - это основание для уголовного расследования.
Именно эта статья является инструментом системы электронных декларации, который использует Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) для производств против чиновников с сомнительными состояниями.
Решение Конституционного суда
Во вторник сразу несколько медиа со ссылкой на собственные источники написали, что Конституционный суд на закрытом заседании признал неконституционной статью о незаконном обогащении - то есть, фактически отменил ее.
Позже депутат Мустафа Найем даже сообщил, кто из судей голосовал за и против такого решения.
Павел Пинзеник считает статью о незаконном обогащении неэффективной с самого начала - плохо сформулирована
"Для меня еще в 2015 году, когда эта правовая конструкция вводилась в особенную часть УК, было очевидно, что это положение является неконституционным и там имеет место нарушение принципа презумпции невиновности", - рассказал в комментарии каналу 112 один из авторов представления, депутатов Павел Пинзеник.
По его словам, на самом деле законодатели уже давно спорят о том, как именно должен действовать механизм против незаконного обогащения чиновников.
"Вы считаете целесообразным привлечение к ответственности за незаконное обогащение любыми средствами. Я также считаю целесообразным привлечение к ответственности за незаконное обогащение, но не любыми средствами. Средствами, которые нарушают базовые принципы украинской конституции и верховенства права, я считаю, бороться с коррупцией нельзя", - объяснял Пинзеник свою позицию журналистам.
Депутат добавил, что сама конструкция статьи не позволяет привлекать к ответственности коррупционеров: "Все дела, переданные НАБУ в суд для рассмотрения по существу, должны были бы закончиться оправдывающими приговорами. Ведь сама конструкция статьи не предусматривает возможности доведения вины - невозможно доказать вину по этой статье, не нарушив презумпцию невиновности".
"Человек не обязан доказывать, откуда у него то или иное имущество. Как бы неприятно нам не было об этом слышать. Мы можем догадываться, что человек - коррупционер. Но обязанность доказывания должно возлагаться на органы расследования", - подчеркнул Павел Пинзеник.
Схожие аргументы привел позже и генпрокурор Юрий Луценко: "За все эти годы НАБУ не смогло привлечь по этой статье ни одно лицо - малого или большого размера должностного".
А всю ответственность за несовершенный закон он положил на его создателей: "Специалисты в области права знают, что наш "фантастический" комитет по антикоррупционной деятельности ВРУ подготовил проект закона, который не соответствует практике юридического применения".
Последствия
Шабунин: Статья работала, именно поэтому ее и решили уничтожить
После признания статьи о незаконном обогащении неконституционной все уголовные расследования по ней должны быть закрыты - независимо от того, на какой стадии они находятся.
Пока только в ведении НАБУ и Специальной антикоррупционной прокуратуры таких дел более 60 (по данным
экспертов Центра политико-правовых реформ, восемь из них - против депутатов).После того, как стало известно о подаче депутатов до Конституционного суда, прокуроры и судьи решили не спешить с продвижением дел и приговорами, ведь они все равно могут быть отменены (и более того, стать причиной для встречных исков от фигурантов).
Например, дело о сомнительных состояние экс-прокурора сил АТО Константина Кулика рассматривают уже более двух лет.
Решение Конституционного суда может навсегда прекратить все эти розслудвання.
"Первое последствие - все прощены. Даже если закон еще раз проголосуют, то все 60 дел в НАБУ по высокопоставленным чиновникам будут закрыты и их невозможно будет продолжить. Потому что предметом незаконного обогащения станет имущество или денежные средства, которые будут приобретены уже после начала действия нового закона", - сетует руководитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.
"Будет новый закон - очень сомнительно. Ведь его надо будет выписать таким образом, чтобы он не нарушал решения Конституционного суда. Что в статье будет почти невозможно", - добавляет он.
В конце концов, Шабунин также не соглашается с доводами Пинзеника о нарушении презумпции невиновности:
"Это манипуляция. В процессе сторона обвинения должна доказать, что состояние обвиняемого не совпадают с его легальными заработками. Никто не говорит сразу, что человек виноват. А сторона защиты имеет все права, чтобы доказать законность имущества".
"Статья работала, именно поэтому ее и решили уничтожить", - считает руководитель Центра противодействия коррупции.
Электронные декларации
Эксперт Центра политико-правовых реформ Николай Хавронюк предостерегает, что без статьи о незаконном обогащении теряет смысл и система электронные декларации: "Ведь она разработана не просто для того, чтобы люди увидели, какие есть состояния у власть имущих, а для сдерживания их жадности. Теперь система будет просто никому не нужна".
По его словам, отмена нормы о незаконном обогащении автоматически нивелирует и статью УК о декларирование ложной информации, - ведь можно будет указывать любые доходы, все равно это уже не подвергнет риск каких-либо официальных расследований.
А Виталий Шабунин объясняет: "В современном мире очень трудно поймать момент преступления, взятки. Уже мало передают именно наличные - только на нижних уровнях. А когда говорим о топ политической коррупции, то это давно не наличные. И поэтому гораздо легче увидеть, как человек начинает взяткой распоряжаться: покупает дома, машины, предметы роскоши, учит детей в Лондоне".
"Поэтому логика статьи - поймать на моменте использования незаконных доходов. Это был эффективный инструмент, который мы получили после Революции достоинства", - сетует эксперт.
В конце концов, добавляет Николай Хавронюк, похожие статьи действуют во многих странах:
"В Румынии и Литве конституционные суды рассматривали аналогичные статьи о незаконном обогащении. Так же там были претензии из-за презумпцию невиновности. Но суды признали, что такие статьи презумпции не противоречат, поэтому могут спокойно применяться".
"Отныне миллионные доходы, полученные из источников, законность которых не доказана, в Украине не считаются уголовным преступлением", - заявили в пресс-службе НАБУ сразу после официального опубликования заключения КС.
Через проблемы с Уголовным кодексом безвіз в украинцев вряд ли заберут
После обнародования информации о решении Конституционного суда по незаконному обогащению заговорили и о экономические и внешнеполитические последствия для Украины.
Например, отмена безвізу с ЕС.
Впрочем, эксперты сомневаются, что до этого действительно дойдет.
"В формальных требованиях плана по визовой либерализации с ЕС статьи о незаконном обогащении не было. Но была история с эффективностью системы электронного декларирования. Поэтому подрыв эффективности такой системы приведет к тому, что вопрос все равно встанет. Но здесь больше финансовых рисков", - рассказывает Виталий Шабунин.
Финансовые риски в данном случае связаны с МВФ - уголовная ответственность за незаконное обогащение была одним из предметов переговоров между фондом и Украиной относительно получения траншей.
"Внесение статьи о незаконном обогащении в Уголовный кодекс - это одно из требований предоставления первых траншей МВФ после Революции достоинства. МВФ не будет давать деньги, если предыдущие условия были нарушены. Это означает, что Украина не получит денег МВФ, будет смертельным для экономики в год, который является пиковым по внешним заимствованиям", - предостерегает Виталий Шабунин.
Реален ли такой риск на самом деле, правительство пока что не комментировал.
Новая статья
"Новая редакция статьи будет выписана так, что комар носа не подточит", - обещает Порошенко
"Надеюсь, что в своем решении Конституционный суд обяжет парламент принять аналогичную статью в другой редакции - чтобы она уже не казалась кому-то неконституционной", - говорит Николай Хавронюк.
И планы про обновленную статью действительно есть.
О них говорил генпрокурор Юрий Луценко, а также президент Петр Порошенко.
"Я хочу успокоить всех и сказать - как только решение будет обнародовано, как только мы с ним ознакомимся, немедленно дам поручение, с учетом выводов КС, подготовить и внести в Верховную Раду - а я определю его как неотложный законопроект о предусмотрено наказание для чиновников за незаконное обогащение", - подчеркнул Петр Порошенко.
"Новая редакция статьи будет выписана так, что комар носа не подточит", - пообещал президент.
Также на эту тему
Политика
Коррупция
Экономика
Правосудия
Украина