Конец льгот для євроблях: сколько растаможили и когда будут протесты
22 февраля заканчивается действие льгот для растаможки автомобилей на иностранной регистрации - так называемых євроблях.
Украинская власть отчиталась о более двухсот тысяч растаможенных автомобилей и более 12 миллиардов гривен налогов, уплаченных в бюджет. Они пойдут в Пенсионный фонд.
Однако сами "євробляхери" недовольны. Несмотря на льготы, растаможке для многих оказалось слишком дорогим, а потому на украинские номера поставили всего пятую часть от всех автомобилей, которые завезены в Украину.
Представители фискальной службы утверждают, что продление льготы не будет, зато в общественной организации "АвтоЄвроСила", которая защищает права "євробляхерів", уже обещают новые акции протеста, если их требования не выполнят.
ВВС News Украина подробно описывала сколько средств и времени надо потратить, чтобы растаможить "євробляху".
Сколько и чего растаможили
Автоєвросила [/i]
АвтоЄвроСила обещает новые протесты
Льготный период растаможивания автомобилей начался 25 ноября 2018 года и продолжается до конца суток 22 февраля 2019 года.
В ДФС обещают, что все, кто подаст заявки о растаможке до 24:00 смогут сделать это с использованием льготы.
В фискальной службе официально сообщили, что по состоянию на ноябрь 2018 года в украину автомобилей на иностранной регистрации - так называемых євроблях - было около 640 тысяч.
По состоянию же на 20 февраля украинцы растаможили 204 тысячи автомобилей на иностранной регистрации, а в бюджет уплатили 128 миллиардов гривен.
Количество растаможенных авто
за время действия льготы
200 тысяч
12 млрд гривен - уплаченные налоги
Данные ДФС состоянию на 20 февраля 2019 года
UNIAN
Однако есть один важный нюанс - из этого количества растаможенных авто только 130 тысяч находились в Украине на момент принятия закона, который запустил процесс. Другие - это те авто, которые дополнительно завезли в последние несколько месяцев специально из расчета на льготу.
Поэтому получается, что из 640 тысяч євроблях, что были в Украине до того, растаможили всего 130 тысяч - около 20%.
Больше всего автомобилей растаможили на киевской таможне - более 20 тысяч, Волынской - 15 тысяч, Закарпатской, Львовской и Черновицкой - примерно по 10 тысяч авто.
Растаможивали как дешевые автомобили, произведенные 20 лет назад, так и дорогие авто.
Самой дорогой розмитненою машиной стал Рогѕсһе 911 Turbo S 2013 года с заявленной стоимостью 83 тысячи долларов, за которую владелец заплатил 766 тысяч гривен налогов.
Самое дорогое растаможивание
Рогѕсһе 911 Turbo S 2013 года
766 тыс.грн
Стоимость растаможки
ДФС
www.porsche.com
В тройке лидеров также Рогѕсһе Cayenne S, за которую уплатили 705 тысяч гривен налогов, и MERCEDES-BENZ G CLASSE с уплаченными 593 тысячами гривен.
Но большинство владельцев євроблях покупали эти автомобили за их дешевизны.
Львиная доля автомобилей имела возраст 10-25 лет и стоила около 15-2 тысяч долларов. Растаможка таких автомобилей также стоило около нескольких тысяч долларов.
Почему так мало растаможили?
Зато большая часть пользователей євроблях не захотела растаможивать автомобили.
Дело в том, что для растаможки надо оплатить несколько крупных платежей: акцизный налог, НДС и пошлину.
Самой большой тратой является акцизный налог, который высчитывали по специальной формуле. Объем двигателя умножается на специальную сумму акциза и возраст автомобиля в годах.
Именно на акцизный налог с 22 февраля действовала скидка в 50%.
UKRINFORM [/i]
Стоимость растаможки зависит от нескольких ключевых характеристик - чем больше объем двигателя, тем дороже. Очень удорожала растаможки возраст авто.
Поэтому пользователи євроблях с большим объемом двигателя и значительным возрастом авто могли решить не растамаживать євробляхи. Ведь это могло стоить в несколько раз больше, чем люди платили за авто.
Что будет дальше?
Принятые в ноябре 2018 года изменения законодательства предусматривали, что украинцы смогут в течение полугода растаможить свои автомобили, которые не соответствуют экологическому стандарту Евро-5 (введен с 2009 года).
Первые три месяца - по льготному тарифу, а потом еще три месяца по общему.
Предполагается, что с 24 мая те, кто не растаможил, но и дальше ездит на еврономерах с нарушением таможенных правил, будет вынужден платить большие штрафы.
В случае выявления такого автомобиля на таможне, штраф составит 170 тысяч гривен, а в случае остановки автомобиля полицией на территории Украина - от 85 до 17 тысяч гривен.
В ДФС отмечают, что для владельцев "євроблях", которые не воспользуются возможностью растаможить автомобиль, есть два варианта.
Первый - вывезти автомобиль за пределы Украины и оставить там. Чиновники говорят, что очень много людей так и поступают.
С другой стороны, представители фискальной службы прогнозируют, что многие "євроблях" просто разберут на запасные части.
UNIAN [/i]
Для растаможки не нужно было вывозить автомобиль за пределы Украины
Однако в организации "АвтоЄвроСила" не соглашаются с таким сценарием.
В беседе с BBC News Украина соучредитель движения Александр Чернявский рассказал, что нерозмитнилось очень много автомобилей - от полумиллиона до миллиона.
И люди, которые ими пользуются, совсем не настроены поступать так, как советуют представители власти.
По его словам, на недавней встрече с президентом они просили, чтобы льготное растаможивание автомобилей продолжили, но обязательно из формулы расчета акцизного налога убрали коэффициент возраста.
Это очень существенно удешевить растаможку.
Новые протесты
Господин Чернявский говорит, что участники движения ждут на ответ власти и в случае несогласия обещают массовые акции протесты.
"Нас двое выборов впереди. Уступки власти зависят от того, как люди выйдут на улицу и будут отстаивать свои права", - заявил господин Чернявский.
Он настаивает, что такие уступки принесут в бюджет еще больше денег.
"У людей есть свои запасные планы, как выйти из ситуации и что делать с нерастаможенными авто. Озвучивать их не будем, но есть уже решение и стратегия, как бороться", - рассказал представитель "АвтоЄвроСили".
Принятию поправок в законы о растаможке предшествовали ряд акций протеста в столице, которые в прошлом году парализовали движение в центре Киева.
Также на эту тему
Авто
Экономика
Украина