Прогноз: ограничения ОПЕК+ помогут нефти “перетянуть канат” у США
Москва, 14 января - "Вести.Экономика" У нефтяных цен еще имеется потенциал для роста - на волне начавшейся реализации решения ОПЕК+ по ограничению добычи. Хотя, по мнению экспертов, ситуация на рынке осложняется из-за продолжающейся игры в “перетягивание каната“ с США.
Цены на нефть, превышавшие в минувшую пятницу $62 за баррель на волне оптимизма, обусловленного началом реализации решения ОПЕК+ по ограничению добычи,в понедельник отметились снижением ниже планки $60 – на фоне китайских статданных по сокращению экспорта-импорта. К 16:43 мск фьючерсы на нефть Brent фиксировались на отметке $59,95 за баррель, тогда как в последнюю рабочую неделю декабря они падали ниже $50.
Но в целом, рассказал ведущий аналитик по нефтегазовому сектору ИК "Велес Капитал" Александр Сидоров, нефтяные котировки далее, очевидно, могут повыситься, вследствие стартовавшего с начала года сокращения добычи от ОПЕК+, призванного вывести с рынка излишки нефти. При прочих равных, к концу января цена на Brent способна вырасти до $65, допустил Сидоров. И счел начало действия новых договоренностей ОПЕК+ вполне успешным, поскольку фьючерсы на нефть, достигавшие в декабре 2018 г. $50, уже превышают $60 за баррель.
Тогда как главный аналитик компании “Алор Брокер” Алексей Антонов назвал старт реализации очередного решения ОПЕК+ по сокращению нефтедобычи (достигнутого 7 декабря в Вене) неудачным, так как последовавший за ним ценовой обвал лишь на сегодня был отыгран котировками. При этом у картеля остается все меньше действенных рычагов на фоне увеличения добычи в мире, указал Антонов. Впрочем, и он допустил возвращения котировок нефти в зону $60-70 за баррель. И согласился с наличием потенциала к восстановлению в первом квартале 2019 г., оговорив, что обновление максимумов, скорее всего, не произойдет и рост ограничится отметкой $70.
Говоря о нефти (в отличие от рубля), не надо забывать об исключительно спекулятивной природе торговли соответствующими бумагами, заметил эксперт “Международного финансового центра” (МФЦ) Владимир Рожанковский. Общеизвестно, уточнил он, что на рынке около 80 % составляют так называемые неисполняемые контракты, то есть опционы, предоставляющие широкий простор для деятельности спекулянтов. В ситуации, когда все прочие рынки стабильны, спекулянты предпочитают “играть” в классику - акции и облигации. Когда же на рынках царят неопределённые тренды и страх (как это происходит сейчас), нефть неизменно оказывается под их прицелом, как излюбленный игровой инструмент. Причем ожидать стабилизации картины в “чёрном золоте” не стоит, как минимум, до разрешения конфликта между президентом США Дональдом Трампом с конгрессменами и восстановления работы правительства страны, определил Рожанковский.
Пока проблема американского “шатдауна“, которая сопровождается рекордной, более чем трехнедельной приостановкой деятельности многих правительственных структур и обусловлена намерением Дональда Трампа соорудить стену на границе с Мексикой для защиты от иммигрантов, на что конгрессмены-демократы отказываются выделить $5,5 млрд, остается неразрешенной. Причем, как свидетельствуют опубликованные в воскресенье результаты опроса, проведенного 10-11 января службой SSRS по заказу телекомпании CNN, порядка 56% респондентов не считают нужным возводить такую стену. Правда, год назад противников данной идеи было больше – 62%.
При этом еженедельная отраслевая статистика по запасам и численности буровых вышек в США, в большей степени, оказалась позитивной для рынка, тем не менее, ее проигнорировавшего. Так, по информации американского Минэнерго. за неделю, завершившуюся 4 января, коммерческие запасы нефти в стране снизились на 1,7 млн баррелей до 439,7 млн (аналитики ожидали сокращения на 2,4 млн баррелей). При этом добыча нефти в Штатах осталась на уровне предыдущей недели в 11,7 млн баррелей в сутки. А по оценке Baker Hughes, за неделю, завершившуюся 11 января, число нефтяных буровых установок в стране снизилось на 4 штуки до 873 единиц.
“Текущее сокращение запасов выглядит, как погрешность, и общей картины не меняет, тем более, что США вышли на рекордную добычу нефти и, судя по данным декабря 2018 г., не собираются останавливаться на достигнутом”, - пояснил Алексей Антонов. По его мнению, все это в ближайшей перспективе может привести к заметным изменениям в ОПЕК и, в целом, среди экспортеров.
Хотя вопрос запасов в США традиционно важен для рынков, подтвердил Владимир Рожанковский, ввиду факторов более высокого порядка (связанных с решением ОПЕК+, геополитическими конфликтами и торговыми войнами), он, вряд ли будет играть значимую роль в ближайшие месяцы. В подобном контексте вероятны краткосрочные безыдейные колебания, способные заставят спекулянтов нервничать, когда будут срабатывать их стоп-лоссы, но не более того, сформулировал эксперт МФЦ.
Возможно, из-за этой нервозности, пока, похоже, большее внимание рынок склонен уделять негативным сигналам. Так, в понедельник на ухудшении настроений игроков сказалась торговая статистика из Китая: в декабре объем экспорта КНР уменьшился на 4,4% в годовом выражении, а объем импорта снизился на 7,6%, тогда как аналитики прогнозировали рост, соответственно, на 3% и 5%. Хотя при этом Китай нарастил импорт нефти в 2018 г. на 10,1% до рекордных 9,24 млн баррелей в сутки. В итоге приведенные данные усилили опасения по поводу замедления мировой экономики в этом году, которому, объективно, также может поспособствовать продолжающееся торговое противостояние между Вашингтоном и Пекином.
На минувшей неделе состоялись первые переговоры сторон. Также продолжение диалога ожидалось на экономическом форуме в Давосе, запланированном на 22-25 января. Но, как объявил на днях Дональд Трамп, из-за “шатдауна“ он отменил свою поездку в Давос.
И в этих условиях, когда американский лидер, отстаивает интересы сограждан, пытаясь договориться с демократами, он не станет кому-то перепоручать достижение торгового соглашения с Китаем, предположил Алексей Антонов.
Между тем, зафиксированный накануне 5-процентный рост нефтяных цен на новостях об успехах в переговорах между США и Китаем доказывает, что данный фактор не был учтен в цене, подчеркнул Александр Сидоров, И очевидно, предположил он, завершение торгового спора между странами приведет к резкому росту стоимости нефти, так как рынок опасается замедления развития мировой экономики из-за конфликта между двумя ведущими державами.
Разумеется, важным фактором восстановления стабильности нефтяных котировок могут стать результаты переговоров Дональда Трампа и Си Цзиньпина, подтвердил Владимир Рожанковский. Однако, добавил он, судя по тому, как переговоры продвигаются в настоящее время, они способны занять многие месяцы. И у нефтетрейдеров просто грозит лопнуть терпение. В такой ситуации было бы резонно сосредоточиться на вопросе о том, какие ценовые уровни для рынка, в принципе, приемлемы. К примеру, саудиты неоднократно заявляли, что для них оптимальным является уровень $80 за баррель, с минимальным допустимым пределом в $60 за баррель. Тогда как Дональд Трамп, наоборот, неоднократно заявлял, что хотел бы видеть нефть “ниже и даже ещё ниже”. В этих обстоятельствах наблюдавшийся в декабре на рынке стремительный и ничем не мотивированный обвал смахивал на игру “в перетягивание каната”, в ходе которой прояснились предельные границы “натиска и отступления” для противников, констатировал аналитик.
В результате (в очередной раз) обнаружилось, что цена в $50 за баррель никак не устраивает Саудовскую Аравию. И эта страна, при нежелательном повороте событий, будет активно добиваться резкого и существенного сокращения добычи – вплоть до краткосрочных профилактических консерваций нефтедобывающих мощностей. Но само по себе сокращение ради сокращения не нужно ни американцам, ни европейцам, ни другим крупным потребителям нефти, включая Китай. И скорее всего, рынок не будет провоцировать ОПЕК и постарается удержать колебания в рамках взаимоприемлемого коридора, с уровнями, находящимися выше $60 за баррель по сорту Brent. Значительно же превысить эту отметку нефти не дадут нарастающие проблемы мировой экономики, учитывающие как замедление в Китае, так и внутриполитический раздрай в США, заключил Рожанковский.
Кстати, как заявил в воскресенье на Глобальном энергетическом форуме министр энергетики ОАЭ Сухель аль-Мазруи, страны-члены ОПЕК также готовы “сверить часы“ с американскими производителями сланцевой нефти. Отличным местом для встречи с ними, в частности, может послужить Энергетический форум CERAWeek, который пройдет в США 11-15 марта, сообщил аль-Мазруи.
Наряду с прочим, рынок продолжит следить и за дальнейшим развитием событий в Сирии, откуда, как подтвердил в воскресенье в своем Twitter Дональд Трамп, стартовал вывод военнослужащих США. Реализация данного намерения, совпавшая с началом деятельности нового спецпосланника генерального секретаря ООН по Сирии норвежского дипломата Гейра Педерсена, объективно, могла бы поспособствовать процессам мирного урегулирования в этой стране. Однако, рассчитывать на некоторое упрощение общего ближневосточного сюжета пока не позволяет, в том числе иранская проблематика. А она, как раз, обостряется, с учетом приближающегося завершения отсрочки по антииранским санкциям США и активизировавшихся в последнее время ударов ВВС Израиля, как там уверяют, по иранским объектам в Сирии.
И если Алексей Антонов ответил, что сирийская и иранская темы уже заложены в текущих ценах. То по определению Александра Сидорова, стоимость нефти всегда сильно зависит от геополитических факторов и поэтому ситуация на Ближнем Востоке, безусловно, сказывается на ней.
Наталья Приходко
Выше, еще выше
Цены на нефть, превышавшие в минувшую пятницу $62 за баррель на волне оптимизма, обусловленного началом реализации решения ОПЕК+ по ограничению добычи,в понедельник отметились снижением ниже планки $60 – на фоне китайских статданных по сокращению экспорта-импорта. К 16:43 мск фьючерсы на нефть Brent фиксировались на отметке $59,95 за баррель, тогда как в последнюю рабочую неделю декабря они падали ниже $50.
Но в целом, рассказал ведущий аналитик по нефтегазовому сектору ИК "Велес Капитал" Александр Сидоров, нефтяные котировки далее, очевидно, могут повыситься, вследствие стартовавшего с начала года сокращения добычи от ОПЕК+, призванного вывести с рынка излишки нефти. При прочих равных, к концу января цена на Brent способна вырасти до $65, допустил Сидоров. И счел начало действия новых договоренностей ОПЕК+ вполне успешным, поскольку фьючерсы на нефть, достигавшие в декабре 2018 г. $50, уже превышают $60 за баррель.
Тогда как главный аналитик компании “Алор Брокер” Алексей Антонов назвал старт реализации очередного решения ОПЕК+ по сокращению нефтедобычи (достигнутого 7 декабря в Вене) неудачным, так как последовавший за ним ценовой обвал лишь на сегодня был отыгран котировками. При этом у картеля остается все меньше действенных рычагов на фоне увеличения добычи в мире, указал Антонов. Впрочем, и он допустил возвращения котировок нефти в зону $60-70 за баррель. И согласился с наличием потенциала к восстановлению в первом квартале 2019 г., оговорив, что обновление максимумов, скорее всего, не произойдет и рост ограничится отметкой $70.
Говоря о нефти (в отличие от рубля), не надо забывать об исключительно спекулятивной природе торговли соответствующими бумагами, заметил эксперт “Международного финансового центра” (МФЦ) Владимир Рожанковский. Общеизвестно, уточнил он, что на рынке около 80 % составляют так называемые неисполняемые контракты, то есть опционы, предоставляющие широкий простор для деятельности спекулянтов. В ситуации, когда все прочие рынки стабильны, спекулянты предпочитают “играть” в классику - акции и облигации. Когда же на рынках царят неопределённые тренды и страх (как это происходит сейчас), нефть неизменно оказывается под их прицелом, как излюбленный игровой инструмент. Причем ожидать стабилизации картины в “чёрном золоте” не стоит, как минимум, до разрешения конфликта между президентом США Дональдом Трампом с конгрессменами и восстановления работы правительства страны, определил Рожанковский.
Пока проблема американского “шатдауна“, которая сопровождается рекордной, более чем трехнедельной приостановкой деятельности многих правительственных структур и обусловлена намерением Дональда Трампа соорудить стену на границе с Мексикой для защиты от иммигрантов, на что конгрессмены-демократы отказываются выделить $5,5 млрд, остается неразрешенной. Причем, как свидетельствуют опубликованные в воскресенье результаты опроса, проведенного 10-11 января службой SSRS по заказу телекомпании CNN, порядка 56% респондентов не считают нужным возводить такую стену. Правда, год назад противников данной идеи было больше – 62%.
При этом еженедельная отраслевая статистика по запасам и численности буровых вышек в США, в большей степени, оказалась позитивной для рынка, тем не менее, ее проигнорировавшего. Так, по информации американского Минэнерго. за неделю, завершившуюся 4 января, коммерческие запасы нефти в стране снизились на 1,7 млн баррелей до 439,7 млн (аналитики ожидали сокращения на 2,4 млн баррелей). При этом добыча нефти в Штатах осталась на уровне предыдущей недели в 11,7 млн баррелей в сутки. А по оценке Baker Hughes, за неделю, завершившуюся 11 января, число нефтяных буровых установок в стране снизилось на 4 штуки до 873 единиц.
“Текущее сокращение запасов выглядит, как погрешность, и общей картины не меняет, тем более, что США вышли на рекордную добычу нефти и, судя по данным декабря 2018 г., не собираются останавливаться на достигнутом”, - пояснил Алексей Антонов. По его мнению, все это в ближайшей перспективе может привести к заметным изменениям в ОПЕК и, в целом, среди экспортеров.
Хотя вопрос запасов в США традиционно важен для рынков, подтвердил Владимир Рожанковский, ввиду факторов более высокого порядка (связанных с решением ОПЕК+, геополитическими конфликтами и торговыми войнами), он, вряд ли будет играть значимую роль в ближайшие месяцы. В подобном контексте вероятны краткосрочные безыдейные колебания, способные заставят спекулянтов нервничать, когда будут срабатывать их стоп-лоссы, но не более того, сформулировал эксперт МФЦ.
Ниже, еще ниже
Возможно, из-за этой нервозности, пока, похоже, большее внимание рынок склонен уделять негативным сигналам. Так, в понедельник на ухудшении настроений игроков сказалась торговая статистика из Китая: в декабре объем экспорта КНР уменьшился на 4,4% в годовом выражении, а объем импорта снизился на 7,6%, тогда как аналитики прогнозировали рост, соответственно, на 3% и 5%. Хотя при этом Китай нарастил импорт нефти в 2018 г. на 10,1% до рекордных 9,24 млн баррелей в сутки. В итоге приведенные данные усилили опасения по поводу замедления мировой экономики в этом году, которому, объективно, также может поспособствовать продолжающееся торговое противостояние между Вашингтоном и Пекином.
На минувшей неделе состоялись первые переговоры сторон. Также продолжение диалога ожидалось на экономическом форуме в Давосе, запланированном на 22-25 января. Но, как объявил на днях Дональд Трамп, из-за “шатдауна“ он отменил свою поездку в Давос.
И в этих условиях, когда американский лидер, отстаивает интересы сограждан, пытаясь договориться с демократами, он не станет кому-то перепоручать достижение торгового соглашения с Китаем, предположил Алексей Антонов.
Между тем, зафиксированный накануне 5-процентный рост нефтяных цен на новостях об успехах в переговорах между США и Китаем доказывает, что данный фактор не был учтен в цене, подчеркнул Александр Сидоров, И очевидно, предположил он, завершение торгового спора между странами приведет к резкому росту стоимости нефти, так как рынок опасается замедления развития мировой экономики из-за конфликта между двумя ведущими державами.
Разумеется, важным фактором восстановления стабильности нефтяных котировок могут стать результаты переговоров Дональда Трампа и Си Цзиньпина, подтвердил Владимир Рожанковский. Однако, добавил он, судя по тому, как переговоры продвигаются в настоящее время, они способны занять многие месяцы. И у нефтетрейдеров просто грозит лопнуть терпение. В такой ситуации было бы резонно сосредоточиться на вопросе о том, какие ценовые уровни для рынка, в принципе, приемлемы. К примеру, саудиты неоднократно заявляли, что для них оптимальным является уровень $80 за баррель, с минимальным допустимым пределом в $60 за баррель. Тогда как Дональд Трамп, наоборот, неоднократно заявлял, что хотел бы видеть нефть “ниже и даже ещё ниже”. В этих обстоятельствах наблюдавшийся в декабре на рынке стремительный и ничем не мотивированный обвал смахивал на игру “в перетягивание каната”, в ходе которой прояснились предельные границы “натиска и отступления” для противников, констатировал аналитик.
В результате (в очередной раз) обнаружилось, что цена в $50 за баррель никак не устраивает Саудовскую Аравию. И эта страна, при нежелательном повороте событий, будет активно добиваться резкого и существенного сокращения добычи – вплоть до краткосрочных профилактических консерваций нефтедобывающих мощностей. Но само по себе сокращение ради сокращения не нужно ни американцам, ни европейцам, ни другим крупным потребителям нефти, включая Китай. И скорее всего, рынок не будет провоцировать ОПЕК и постарается удержать колебания в рамках взаимоприемлемого коридора, с уровнями, находящимися выше $60 за баррель по сорту Brent. Значительно же превысить эту отметку нефти не дадут нарастающие проблемы мировой экономики, учитывающие как замедление в Китае, так и внутриполитический раздрай в США, заключил Рожанковский.
Кстати, как заявил в воскресенье на Глобальном энергетическом форуме министр энергетики ОАЭ Сухель аль-Мазруи, страны-члены ОПЕК также готовы “сверить часы“ с американскими производителями сланцевой нефти. Отличным местом для встречи с ними, в частности, может послужить Энергетический форум CERAWeek, который пройдет в США 11-15 марта, сообщил аль-Мазруи.
Наряду с прочим, рынок продолжит следить и за дальнейшим развитием событий в Сирии, откуда, как подтвердил в воскресенье в своем Twitter Дональд Трамп, стартовал вывод военнослужащих США. Реализация данного намерения, совпавшая с началом деятельности нового спецпосланника генерального секретаря ООН по Сирии норвежского дипломата Гейра Педерсена, объективно, могла бы поспособствовать процессам мирного урегулирования в этой стране. Однако, рассчитывать на некоторое упрощение общего ближневосточного сюжета пока не позволяет, в том числе иранская проблематика. А она, как раз, обостряется, с учетом приближающегося завершения отсрочки по антииранским санкциям США и активизировавшихся в последнее время ударов ВВС Израиля, как там уверяют, по иранским объектам в Сирии.
И если Алексей Антонов ответил, что сирийская и иранская темы уже заложены в текущих ценах. То по определению Александра Сидорова, стоимость нефти всегда сильно зависит от геополитических факторов и поэтому ситуация на Ближнем Востоке, безусловно, сказывается на ней.
Наталья Приходко
Источник: Вести.Экономика
Комментарии (0)
Рекомендуем:
По теме:
21 январь 2019, Понедельник
Прогноз: "мягкое" замедление экономики КНР тоже обеспечит поддержку нефти