Київські каштани помирають. П'ять місць у Європі, де вони могли б вижити
В последнее время киевские каштаны стали цвести и осенью. Белые свечи на фоне пожелтевших листьев выглядят настоящей метафорой украинской столицы
Скоро с центральной улицы Киева Крещатика могут исчезнуть каштаны - ее давний символ. Все из-за загрязнения.
ВВС News Украина рассказывает о пяти мест в Европе, которые на своем примере доказали, что современный город может быть комфортным и для людей, и для природы, а деньги, вложенные в чистый воздух и воду являются эффективными инвестициями.
"Один из самых зеленых городов мира"
За "Историей города Киева" Максима Берлинского, каштаны появились в Киеве с ХVIII века, когда их начали высаживать в монастырских и частных садах.
Однако среди киевоведов распространена и другая, заполітизованіша история. Мол, когда царю Николаю И не понравились каштаны на Бульварном шоссе (ныне бульвар Шевченко), и в 1842 он приказал заменить их на тополя, киевляне сохранили саженцы и высадили их в собственных садах.
Впоследствии каштаны стали визитной карточкой Киева, а с советских времен появились на гербе города - вместо архангела Михаила.
Авторы путеводителя по Киеву 1980 года гордо пишут, что Киев является "одним из самых зеленых городов мира":
"В Киеве на одного жителя приходится 19 квадратных метров зеленых насаждений общего пользования. Это вдвое больше, чем в Вене, вчетверо больше, чем в Париже, значительно больше, чем в Лондоне и Риме".
В том же путеводителе говорится о том, что 10 тыс. киевских каштанов даже получили "московскую прописку", после того как прошли акклиматизацию в столице СССР.
С улиц Киева каштаны перешли на множество сувениров, Киевский торт и даже жетоны метро. Очевидно, там, а также в двух бронзовых пам'ятничках, они и останутся, в отличие от живых каштанов с главной улицы Киева - Крещатика.
Не исключено, что вскоре на Крещатике каштаны "бронзовітимуть" только на лестнице КГГА
В начале весны стало известно, что каштаны на Крещатике заменят платанами.
Как пояснил заместитель "Киевзеленстроя" Дмитрий Заруба, они стали жертвами загазованного воздуха, потепление и соли, которой зимой коммунальные службы посыпают дороги, а заменить ее на менее вредные средства оказалось слишком дорогим для Киева.
"С одной стороны, киевляне требуют убрать лед и снег с киевских улиц, а с другой - сохранить деревья. В конце концов, возникает ситуация, как в медицине, когда одно лечишь, а другое - калічиш", - заявил чиновник.
При таких условиях старые каштаны, которые росли на Крещатике десятилетиями, стали гибнуть, а новые - "не приживаются".
Каштаны стали высаживать в киевских монастырях
По словам Дмитрия Зарубы, прижиться имеют более выносливые к жестким условиям центра столицы платаны.
"Это дерево очень устойчиво к болезням, вредителям, городских условиях загазованности и других вредных факторов. Это дерево не нуждается в регулярном поливе и выдерживает низкие и высокие температуры воздуха", - заявил представитель "Киевзеленстроя". При этом господин Заруба добавил, что вне Крещатику - "в парках и скверах" - каштаны останутся. Поэтому Киеву не стоит искать другой символ.
В "Киевзеленстрое" говорят, что каштаны в Киеве останутся, - в парках
"Бог с теми каштанами, надо спасать людей"
Впрочем, выглядит, что погибшие киевские каштаны могут стать символом беспомощности городской власти в том, чтобы найти современное и эффективное решение экологических проблем города, мэр Виталий Кличко часто называют "европейской столицей".
"Киев довели до того, что при всех деньгах в бюджете даже на центральной, фасадной улице, где работает мэр и горсовет, нельзя обеспечить условия, чтобы символ и украшение Киева - каштаны - выжили", - написал в блоге депутат и давний киевский активист Игорь Луценко.
Он обратился к столичному мэру с призывом защитить каштаны. Но на самом деле, подчеркивает он, дело не в них: "Бог с теми каштанами, надо спасать людей - я вообще не понимаю, как можно выжить в районе, скажем, Бесарабка днем".
ВВС News Украина рассказывает о пяти мест в Европе, где киевские каштаны могли бы прижиться.
Комфортнее всего город мира
Вена столица Австрии, город с величайшим историческим и культурным наследием, которое имеет почти 2 миллиона своих жителей и миллион туристов ежегодно. Здесь расположены штаб-квартиры многих международных организаций, а также один из крупнейших грузовых и пассажирских портов на Дунае.
Десятый год подряд Вена возглавила рейтинг самых комфортных городов мира (Киев - на 173-м месте в том же рейтинге).
Getty Images [/i]
Деревья на крыше, золотая "луковка" бани на башни, яркий красный, желтый и синий на фасаде, - это мусоросжигательный завод Шпітеллау. Он является одной из туристических достопримечательностей Вены.
Вокруг завода никогда не хватает туристов - фанатов австрийского художника, архитектора, дизайнера, активиста и философа Фриденсрайха Гундертвассера, который в 1987 году создал художественную обертку для сугубо утилитарного объекта, построенного еще в 1970-х.
Getty Images [/i]
Фриденсрайх Гундертвассер был не только чрезвычайно талантливым, но и принципиальным художником
Но дело не только в красоте. Архитектор отказывался браться за проект, пока заказчики не согласились оборудовать его самой современной системой очистки воздуха. Она стоила почти вдвое дороже, чем планировалось изначально, - в общем, почти 250 млн евро на современные деньги.
Но оно стоило того. Табло у проходной завода показывает уровень загрязнения воздуха, - стабильно ниже общих норм ЕС. Завод перерабатывает 260 тыс. тонн мусора, и дает энергию для отопления для более 60 тысяч венских квартир.
Жилые дома, спроектированные Фріденсрайом Гундертвассером, обязательно предусматривают место для цветов и деревьев
Правила викингов
Одно из правил древних викингов требует: держи свой лагерь в порядке. Лидеры викингов знали: все должно быть аккуратно и организованно. Те, кто живут в лагере, должны заниматься полезным делом. В них должно быть приятное времяпрепровождение, которое поддерживало бы группу вместе. А сами лидеры должны прислушиваться к советам всех членов группы.
Выглядит, именно этими установками викингов продолжают пользоваться в скандинавских странах. Там много усилий и денег тратится на то, чтобы не потерять унаследованное от природы и предков.
Типичная парковка в центре Осло, столицы Норвегии, одного из крупнейших экспортеров нефти и газа
В Осло , столице страны, которая десятилетиями была среди ведущих экспортеров нефти и газа, топливо для городских автобусов производит биогазовый завод.
В целом среди европейских городов Осло производит меньше углеродных выбросов, поскольку первым отказалось от системы отопления на нефтепродуктах и перешло к отопления на возобновляемых энергоносителях.
Там действует программа "Энергия из отходов", по которой отопление для северного города поступает из мусора, которое перерабатывается на 70%.
Осло, парковка возле министерства энергетики
Европейская столица, где почти полгода темное время суток длиннее свету, от 2014 имеет также "умную" систему с 55 тысяч фонарей, которая управляется центральным компьютером, учитывающая не только естественное осв
AFP [/i]
Здание новой Филармонии на Эльбе стата визитной карточкой обновленного портового района Гамбурга
Гамбург - второй крупнейший город Германии, огромный порт, расположенный в дельте Эльбы, другой большой и когда-то очень грязной реки.
После падения Берлинской стены река также прошла процесс очистки и регенерации, а Гамбург завершает масштабную программу преобразования в эко-город.
Проект, стоит 14 млрд долларов, заключается в полной рекультивации 157 гектаров индустриальной площади, связанной с портом.
Теперь это новый район - НаfenCity - с энергоэффективными зданиями, которые получают энергию от ветра и солнца. Это район зеленых зон. Это район велосипедных дорожек и станций, где пользование велосипедом можно "разделить".
В общем, город планирует, что зеленые зоны будут покрывать 40% его территории, а парки, площадки и сады будут соединены между собой зелеными проходами. Конечная цель заключается в том, чтобы человек при желании мог пройти или проехать на велосипеде весь город, не выходя из зеленых зон.
Getty Images [/i]
В Гамбурге 90% населения живет не дальше 300 метров от ближайшей зеленой зоны
В городе с населением 18 млн (вместе с пригородами - 43 млн) почти полторы тысячи парков посещают более 1 млн человек в неделю.
Именно в этом заключается определение "умного города", считают в Гамбурге, который так нравится киевскому мэру Виталию Кличко и его семье.
Эдем - от промышленного карьера до райского сада
Проект Eden (с англ. - Эдем, райский сад) называет себя благотворительным образовательным проектом, который показывает, как люди могут сотрудничать с природой и между собой и превращать жизнь к лучшему.
Эден расположен на Юго-Западе Великобритании, в Корнуолле.
Эден - это футуристично и естественно
Авторы проекта на территории примерно в 35 футбольных полей создали парк с двумя огромными "біомами" - крупнейшими в мире современными оранжереями, обслуживаемых энергией солнца, - на месте кратера от бывшего карьера по добыче глины глубиной в 50 метров.
Первую версию проекта было начертано на салфетке в пабе. Но его создатели - со второй попытки - смогли привлечь 37.5 млн фунтов из Проекта тысячелетия до 2000 года.
Getty Images [/i]
Так выглядел будущий Эдемский сад в 2000 году
После этого начали поступать и частные пожертвования, а также финансирование от ЕС и местного фонда регионального развития. Теперь проект является самоокупаемым за счет платы за билеты и продаже еды и товаров на территории парка, - от открытия в 2001 году его посетили более 1 млн гостей. Среди них - и лица королевской крови.
Getty Images [/i]
Камила и Чарльз ввідвідують Эден
Getty Images [/i]
Герцогиня Камбриджська Кейт и принц Уильям
Помимо впечатляющего примера регенерации загрязненных индустриальных пространств, проект является одним из крупнейших работодателей в регионе. За тем, что не производит сам, обращается к местных производителей.
Билеты для тех, кто прибывает к Эдену на велосипеде или на общественном транспорте - значительно дешевле.
Создатели Эдену взяли себе за лозунг слова Барбары Уорд, британской економістки и писательницы, которая писала в Economist и была в Совете директоров BBC: "Мы имеем долг надеяться".
Также на эту тему
Окружающей среды
Общество
Экономика
Украина