Как живут рядом с самым опасным атомным реактором мира
Вход на Мецаморську атомную электростанцию
Советский город-спутник Мецамор построена в в 1970-х годах для рабочих единой в Армении атомной электростанции. Как выглядит повседневная жизнь города несколько десятилетий назад?
Армянская атомная электростанция в Мецаморі считается одной из самых опасных в мире из-за своего расположения в сейсмически активной зоне.
Только за 35 км от нее на фоне снежных вершин горы Арарат лежит столица Армении - Ереван.
Мецаморську атомную электростанцию построили примерно одновременно с Чернобылем - в 1970-х годах. Тогда два энергоблока Армянской АЭС обеспечивали электроэнергией растущие потребности Советского Союза.
Все изменил 1988 год. 7 декабря около города Спитак произошло землетрясение магнитудой свыше 7 баллов, в результате которого погибли около 25000 человек, а многочисленные города и села Армении разрушены.
Атомную электростанцию немедленно закрыли за риск - ведь подача электроэнергии к реакторам была с перебоями. А большинство рабочих АЭС вернулись до своих родных городов в Польше, Украине и России.
Сегодня в Мецаморі проживает более 10 тысяч жителей, среди которых немало детей
Тридцать лет назад судьба электростанции в Мецаморі остается противоречивой темой в армянском обществе.
Один из ее реакторов восстановили в 1995 году, и теперь он обеспечивает 40% электроэнергии в стране.
По мнению сторонников закрытия станции, риск землетрясения в этом месте остается чрезвычайно высоким. Но правительственные чиновники утверждают, что станция была построена на стабильном базальтовом блоке.
К тому же дальнейшие модификации, как улучшенные противопожарные двери и другое, сделали ее еще более безопасной.
А пока идут эти споры, в городе Мецамор рядом со станцией продолжается жизнь.
Советский город-спутник был построен, чтобы привлечь к работе на АЭС квалифицированных кадров со всего Советского Союза, от Прибалтики до Казахстана.
На территории города, рассчитанного на 36 тыс. жителей, планировали построить искусственное озеро, многочисленные спортивные сооружения и культурный центр.
Во времена его расцвета магазины были полны самых лучших продуктов, а слухи о сливочное масло высочайшего качества достигали Еревана.
После землетрясения строительство в городе остановилось, а озеро осталось пустым.
Через два месяца Москва решила остановить станцию. Перебои с электроэнергией, в частности за политический кризис на Кавказе, сделали опасным функционирования АЭС.
Те, кто остались в Мецаморі, оказались в напівзбудованому городе, в котором практически не было работы.
Славные охладительные башни Мецаморської АЭС
Население города начало меняться. К жертвам землетрясения в 1991 году начали присоединяться беженцы из Азербайджана, которые бежали через конфликт в Нагорном Карабахе.
В первый год конфликта в свободных общежитиях Мецамора поселились 450 человек. Сейчас они живут в построенных своими силами домах на месте, где планировали возвести третий жилой район Мецамора.
После остановки АЭС правительству Армении пришлось сократить поставки электроэнергии до одного часа в сутки. И так было вплоть до 1993 года, когда власти решили возобновить эксплуатацию второго энергоблока.
Начались восстановительные работы и строгие проверки безопасности.
Сейчас энергоблок функционирует, но требует ремонта.
"Конструкция наших реакторов типа ВВЭР устарела. Они, к примеру, не оборудованы бетонным куполом, который мог бы удержать обломки реактора в случае его взрыва", - поясняет Ара Марджанян, эксперт по энергетике Программы развития ООН.
Но он добавляет, что реактор выдержал разрушительное землетрясение в Спітаці, а также утверждает, что армянская АЭС является одной из первых в мире, которая прошла "стресс-тесты, разработанные после аварии на Фукусиме".
Городская община приспособила город до собственных потребностей, переместив центр на новое место
Сегодня в Мецаморі - свыше 10 тысяч жителей, среди которых немало детей.
Жители многоквартирных домов, расположенных всего в 5 км от энергоблоков, опасаются отключений электроэнергии больше опасность АЭС.
"Все еще очень хорошо помнят тяжелые годы без света, - рассказывает Екатерина Ротерс, фотограф, которая запечатлела жизнь города. - Поэтому они просто не представляют своей жизни без станции".
В 1991-1994 годы страна пережила серьезный энергетический кризис, население неделями оставался без электричества.
Сегодня много городских зданий требуют ремонта. Кое-где протекает крыша, скамейки на улицах сделаны из старых радиаторов.
Из-за отсутствия теплоснабжения изобретательные местные жители нашли батареям полезнее применение.
Несмотря на это, в спортивном зале куча детей, течь в крыше не мешает им увлеченно играть в футбол.
Но почему люди не уезжают из Мецамора? Как выяснила г-Ротерс, "те, кто не потерял работу на АЭС, настроены более оптимистично".
Поскольку один из двух энергоблоков закрыли, сегодня на АЭС работает только 900 человек
Кое-кто все еще испытывает ностальгию по некогда привилегированным статусом города-спутника АЭС.
"Старшее поколение, которое жило во времена Советского Союза, чувствует себя здесь в безопасности", - отмечает антрополог Гамлет Мелкумян, который исследует жизнь в Мецаморі.
"В городе очень сильное чувство общности и взаимного доверия. Люди оставляют ключи от квартир соседям, когда идут по делам".
А чувство гордости является именно тем, чего пытался достичь архитектор Мартин Микаелян, разрабатывая проект города, что должно стать эталоном советского градостроительства.
Тогда считалось за честь, если власть решит свести в вашем городе АЭС, и в Мецаморі это чувство национальной гордости все еще живет.
Обитатели Мецамора приспособили город до собственных потребностей. Они переместили центр, а машины паркуют на бывших пешеходных дорожках.
Ежемесячная аренда является небольшой, от 30 до 60 долл. за квартиру площадью 95 кв/м. Но люди, конечно, не остаются в городе против своей воли. А одним из стимулов не покидать его чрезвычайно сплоченная община.
"Каждый день горожане собираются на улице после работы и обсуждают новости", - говорит Ван Седракян, который работает на АЭС и ведет Facebook-страницу Мецамора.
"Наши дети имеют место, где играть, но мы предпочитаем, чтобы они тратили время на обучение. У меня две дочери, и я надеюсь, что они останутся и будут работать в Мецаморі. Потому что это - наша родина", - добавляет мужчина.