» » Павел ДЕГТЯРЕНКО: «Сегодня мощности наших космических предприятий намного превышают финансовые возможности Украины»

Павел ДЕГТЯРЕНКО: «Сегодня мощности наших космических предприятий намного превышают финансовые возможности Украины»

24 сентябрь 2018, Понедельник
596
0
Павел ДЕГТЯРЕНКО: «Сегодня мощности наших космических предприятий намного превышают финансовые возможности Украины»

Сколько спутников нужно государству? Почему Маску проще работать, чем отечественным частным предпринимателям? Зачем нашей небогатой стране участвовать в проектах по освоению планет Солнечной системы? Об этих и других вопросах современного состояния космической отрасли в эксклюзивном интервью еженедельнику «2000» рассказывает председатель Государственного космического агентства Украины Павел ДЕГТЯРЕНКО.

- Павел Глебович, недавно утверждена концепция общегосударственной целевой научно-технической космической программы на 2018-2022 гг. Чем этот документ отличается от предыдущих? Насколько реально выполнить основные положения программы?

- Предыдущие программы составлялись на основе большого государственного заказа на продукцию и услуги отечественной космической отрасли. Но не было понимания, имела ли на тот момент страна достаточно средств для обеспечения таких запросов.

В результате предыдущую программу было осуществлено лишь на треть. Это привело к тому, что многие проекты были начаты, но ни один из них не был завершен. Ведь об уменьшении финансирования космическое агентство ставили в известность уже постфактум. И исправить ситуацию было почти невозможно.

При подготовке нынешней программы мы пытались достичь максимального прагматизма. То есть примерно с 25 млрд. грн., Которые в целом предусмотрены документом, из госбюджета должны получить чуть более 4 млрд. грн. Эти деньги пойдут только на те проекты, без которых государство не может обойтись. Прежде всего речь идет о спутниках дистанционного зондирования Земли, чтобы иметь собственные глаза и уши на орбите, особенно учитывая то, что происходит сейчас на украинских границах. На это выделяется более 60% из бюджетной части средств.

Из бюджета должно финансироваться хотя бы небольшая часть научных исследований - для того, чтобы вместе с Национальной академией наук наши ученые могли продвигаться в тех сферах деятельности, где мы стоим на равных или даже опережаем иностранных специалистов. Вклад в мировую науку тоже принесет государству деньги, но не сейчас, а чуть позже. Государство также выделит средства на участие отечественных организаций и предприятий в совместных с Европейским космическим агентством проектах.

Остальные - примерно 21 млрд. грн. - наши предприятия привлекают на мировом рынке. Это проекты, которые позволяют не только сохранить научно-технический потенциал и развить собственные технологические возможности, но и оставаться гарантированно привлекательными на рынке ракетно-космических технологий.

Мировой рынок очень протекционистский. Если какое-либо государство выделяет деньги на проект, то максимально привлекает к его выполнению собственных производителей. Поэтому выходить на мировые рынки очень сложно. У нас же уникальная ситуация: правительство заказывает на суммы в разы меньше, чем приносят предприятия государству с внешних рынков. Подобных диспропорций нет нигде в мире.

Бедные, но умные

- Как выглядит целом современный мировой космический рынок? Какое место на нем занимает Украина?

- В прошлом году все государства мира вложили в программы освоения космоса около $ 80 млрд. Из этой суммы более половины выделили США, еще шестую часть - Европейское космическое агентство, остальные - Китай, Россия и др. (Всего около 60 стран). Бюджет космической программы Украины на этот год - менее $ 3 млн. То есть в финансовом плане хвастаться особо нечем, но с технологической точки зрения - участвуем в достаточно заметных проектах на мировом рынке.

Мы входим в состав проекта «Морской старт» (Sea Launch) и являются ключевыми его исполнителями. Участвуем в программе доставки грузов на Международную космическую станцию. Для американской ракеты-носителя Antares наши предприятия производят основную конструкцию первой ступени. Для европейской ракеты-носителя Vega - двигатель четвертой степени, который отвечает за точность вывода космического аппарата на орбиту, его позиционирования.

Кроме того, существует ряд новых перспективных международных проектов, например, ракета-носитель «Циклон-4М" (Cyclone-4M). Финансирование программы осуществляет частная американская компания Maritime Launch Services, которая базируется в Канаде и создает там новый пусковой комплекс. Если все пойдет по плану, то уже в конце 2021 или в начале 2022 первый «Циклон-4М» сможет стартовать с этого космодрома.

Мировой космический рынок, во-первых, очень глобализированный. Во-вторых, он очень тесная, там все друг друга прекрасно знают и понимают, кто из производителей может лучше выполнить часть той или иной программы. Мы не пытаемся предлагать полностью проект под ключ - так никто не покупает. Все страны, которые выделяют средства на космос, максимально загружают собственные предприятия, а в других - то есть у нас - покупают то, чего не могут создать и реально изготовить. Поэтому нас в мире знают, и с нами считаются.

- Вернемся к государственной космической программы. Документ предусматривает три варианта решения проблем отрасли. В частности, сформулированы т. Н. оптимальный вариант, предусматривающий государственную поддержку отрасли и привлечения средств других государств. Что конкретно нужно сделать для выполнения этих задач?

- Чтобы привлекать иностранные инвестиции в отрасль, должна много заказывать прежде всего наше государство. Мировой опыт показывает, что никогда зарубежные инвесторы не вкладывают больше в страну, чем ее собственное правительство. Поэтому львиная доля иностранных средств, которые получают наши предприятия сейчас, - это не инвестиции, а реальные контракты на поставку конструкций, услуг, программного обеспечения и тому подобное.

Теперь относительно вариантов развития, которые рассматривались. Первый - Украина не вкладывает в отрасль ничего и рассчитывает только на средства из внешних рынков. В таком случае Украина, имея собственную космическую отрасль, перестает быть космической державой. Второй вариант, при котором государство почти полностью финансирует отрасль, - нереалистичный, и предыдущие программы это доказали.

Поэтому мы выстроили, на мой взгляд, оптимальный вариант, когда государство заказывает лишь то, что ей крайне необходимо, и обеспечивает помощь отечественным предприятиям на внешних рынках. Например, предоставляет сертификаты конечных пользователей, лицензии на экспорт в соответствии со всеми международными соглашениями, которые заключила Украина. Это уже не материальная, а организационно-политическая поддержка, но тоже очень важна.

- 16 августа на заседании коллегии Государственного космического агентства были подведены итоги работы предприятий и учреждений космической отрасли за первое полугодие этого года. В частности, речь шла о том, что результаты деятельности предприятий отрасли остаются положительными в части роста объемов производства и реализации продукции по сравнению с аналогичным периодом 2017 О чем свидетельствуют эти данные? По вашему мнению, отрасль уже вышла из кризиса? Как долго может удерживаться положительная динамика?

- Если не ухудшится ситуация в стране, то и отрасль будет работать с каждым годом все лучше. Мы отходим от той черты, за которой подстерегает кризис. Наши предприятия за четыре года научились жить без заказов из России. Внимание переориентирована на других партнеров - из Европы, Америки и Азии. Появляются долгосрочные и перспективные проекты, выполняя которые отрасль может не только поддерживать определенный уровень, но и развиваться.

Троллейбус не помешает

- Существует мнение, что независимой Украине не нужна космическая отрасль в том виде, в котором она сейчас существует. Говорят, что слишком большой и неповоротливый комплекс нам остался от СССР. Например, за первое полугодие прибыли продемонстрировали лишь пять предприятий отрасли. Численность работников уменьшилась. А некоторые предприятия перешли на сокращенную рабочую неделю. Насколько оптимальна современная структура отечественной космической отрасли?

- Когда развалился Советский Союз, конечно, доля космической отрасли, осталась в Украине, была несколько великовата для нашего нового государства. И сегодня производственные мощности наших предприятий намного превышают финансовые возможности государственных заказов. Поэтому на ближайшие годы мы и выстроили оптимальную стратегию развития, о которой с вами только что говорили: правительство помогает предприятиям работать на внешних рынках для того, чтобы у нас сохранились и развивались ключевые космические технологии, а заказывает - только необходимое.

Понимаете, отрасль не должна уменьшаться, потому что каждое звено технологий требует определенных ресурсов. А любое сокращение приводит к потере определенной технологии. Так поступать мы не имеем права. Поэтому отрасль должна сейчас оставаться примерно такой, какой он есть. Да, у нас есть планы реструктуризации. Но сначала мы должны утвердить космическую программу, чтобы понимать, на какие государственные и коммерческие задачи мы ориентируем наши предприятия.

- Иными словами, нужно ли «Южмашу» выпускать троллейбусы?

- У таких гигантов, как «Южмаш», продукция должна быть очень диверсифицированной. В свое время, когда завод выпускал троллейбусы, тракторы, ветроэнергетические установки и т.д., гораздо стабильнее работало и ракетное производство. Ведь, когда уменьшались заказ основной космической тематики, работники быстро переориентировались на выпуск другой продукции. Как только возвращались космические заказ, возвращались и кадровые рабочие и даже тянули за собой наиболее квалифицированных работников с неосновного производства.

Для выпуска общественного транспорта и сельскохозяйственной техники набрать персонал было проще, потому что он не нуждался слишком высокой квалификации. Сейчас, когда такого буфера на «Южмаше» уже не существует, стало сложнее.

Поэтому я уверен, что завод производить различную продукцию и получать от ее продажи примерно столько же средств, сколько и от реализации ракет. Это могут быть и троллейбусы, и автобусы, и трамваи, и трактора, и комбайны, возможно, даже локомотивы. Любая наукоемкая продукция имеет право на существование в производственных планах завода. Главное - «Южмаш» не должен ни в коем случае выпускать простой низкотехнологичный товар. Такой же подход и к остальным предприятий отрасли.

- Не секрет стремительное кадровое старение отечественной космической отрасли. В крупнейших предприятиях количество работников предпенсионного и пенсионного возраста достигает чуть ли не 50%.

- Стараемся привлечь молодежь. Ближайшие 5-10 лет нужно будет найти замену примерно восьми тысячам старших работников. Именно поэтому на ведущих предприятиях молодым специалистам предоставляем возможность сразу участвовать в интересных, в том числе международных, проектов. Строим для них жилье, развиваем социальные проекты.

- Чтобы потом они убежали работать, например, в американской компании SpaceX?

- По украинским меркам зарплата действительно сравнительно невысока. Однако специалисты остаются на предприятиях. Потому что работа интересная, много международных контактов, их труд признает мировое сообщество. Вы будете удивлены, но за последние десять лет из ведущих предприятий за границу уехали работать не более нескольких десятков человек.

Освобождается от предприятий больше людей. Но они находят хорошо оплачиваемую работу в Украине. Поэтому, если посмотреть на трудовую миграцию в различных сферах экономики, наша космическая отрасль дает наименьшее количество работников за границу.

Происходит это благодаря системной построении будущего как для компаний, так и для их сотрудников. Да, мы не можем пока кардинально повысить зарплату, зато можем строить жилье. И когда молодой специалист, поработав несколько лет, получает от нас сравнительно недорогую квартиру в кредит, то он уже привязывается к предприятию на 20-25 лет.

Почему бегут люди с Украины? От неустроенности быта, от неуверенности в завтрашнем дне. А когда человек видит, что о ней заботятся, понимает перспективы карьерного роста, возможности увеличения зарплаты при наличии чрезвычайно интересной работы, то зачем ей бежать?

Группировка на орбите

- 23 августа 2018 осуществлен успешный пуск ракеты-носителя Vega, в создании которой принимали участие КБ «Южное» им. М. К. Янгеля и ПО «Южный машиностроительный завод» им. А. М. Макарова. Всего за шесть лет работы Vega вывела на орбиту 27 спутников для двадцати заказчиков со всего мира. Как вы считаете, Украина выведет на орбиту собственные спутники? Когда это произойдет и сколько их нужно стране?

- Начну издалека. Армия Украины нужна? Да. А все были в этом уверены до 2014-го? Такое же отношение было и к собственным спутникам. Конечно, они нужны, но это очень недешевое удовольствие, поэтому создавать их нужно все же постепенно.

Новая концепция космической программы предусматривает создание в течение десяти лет своей группировки аппаратов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) в составе шести - восьми спутников различной разрешения, которые пролетают над территорией в разное время суток с таким расчетом, чтобы можно было получить оперативную, качественную, объективную и НЕ отредактированную информацию.

До 2022 г. мы рассчитываем запустить первые четыре космические аппараты (КА). Далее планируем пополнять эту группу одним спутником в год. Учитывая то, что срок активного существования этой категории спутников на солнечно-синхронной орбите (а она сравнительно невысока) составляет примерно пять - семь лет, то график запуска одного КА ДЗЗ в год позволит нам поддерживать такую ​​группировку столько, сколько нужно, постоянно совершенствуя его характеристики.

Ситуация со спутниками связи (СЗ) аналогична. Мы должны иметь гарантированно один такой спутник на орбите, чтобы удовлетворить все потребности прежде всего государства: правительства, силовых структур и тому подобное. Но под эти задачи будут привлечены не более 7-8% ресурсов аппарата. Все остальные возможности СЗ можно направить на коммерческий рынок.

То есть должны вернуть отечественных заказчиков к украинским ресурсам. Тем более что в мире увеличивается нагрузка на эту категорию аппаратов - развивается телевидение высокой чёткости, стремительно растет сеть интернет. Плюс обработка больших массивов данных (Big Data) тоже требует каналов связи.

У украинских предприятий опыта создания СЗ еще не было. Мы делали КА ДЗЗ и радиотехнические спутники. Но для нас нет ничего принципиально непонятного, чтобы мы не могли создать собственные космические аппараты связи.

Срок активного существования СЗ на геостационарной орбите составляет примерно 15 лет. Но как инженер я не очень надеюсь на то, что каждый спутник гарантированно отработает весь свой срок.

Итак, чтобы один гарантированно рабочий спутник, нужно запустить их минимум два, а лучше три. На тот случай, когда с одним что-то случится, второй подстрахует. Поэтому на начальном этапе нам нужно выводить на орбиту один такой спутник раз в пять лет. А в дальнейшем, в зависимости от обстоятельств, мы просто будем обновлять эту группировку.

Плюс я пока оставил за скобками спутники для космических экспериментов в интересах украинской науки. Они, к счастью, значительно дешевле упомянутых выше. Но именно на этих космических аппаратах можно, в частности, отрабатывать определенные элементы других аппаратов в условиях реального полета.

С Луны на Марс

- Пример американских компаний, таких как SpaceX Илона Маска и других, показывает, что частные космические компании могут существовать и эффективно работать. Есть ли перспективы у частных космических компаний в Украине?

- Создание таких крупных компаний, как SpaceX, возможно лишь тогда, когда государство много дорогих заказов. В свое время Маск не вкладывал только свои деньги - половину из них давал правительство США. И это были не заказ, а гранты, то есть безвозвратная помощь.

Америка всегда создает конкурентную среду. Сначала они финансируют четыре-пять компаний, затем из них остаются две лучшие, которые и работают дальше. Когда, например, возникла проблема доставки грузов на космические станции, именно так правительство Соединенных Штатов и сделал. Впоследствии остались две компании, которые занимаются этой проблематикой, - SpaceX и Orbital ATK (в этом году продана корпорации Northrop Grumman). С последней, кстати, сотрудничают наши предприятия.

Мы помним, что Украина делает очень мало государственных заказов. Сейчас правительство не в состоянии осуществлять финансирование частных компаний в виде грантов на космические разработки. Поэтому отечественным частникам труднее, чем их американским коллегам. Но перспективы есть.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы снять запрет частным компаниям заниматься коммерческим космосом. Для этого сначала нужно внести изменения в закон «О лицензировании видов хозяйственной деятельности». Описать, на каких условиях частники могут получать лицензии, до последних квалификационные требования и тому подобное. После этого уже можно будет снимать запрет.

- Маск движет отрасль в сторону удешевления космических запусков, в том числе и путем многократного использования ракет. Планируют отечественные ученые продвигаться в аналогичном направлении? Хотя сейчас, как известно, пуски украинских ракет-носителей и так одни из самых дешевых в мире.

- Маск сейчас удешевил стоимость пусковой услуги не путем многоразовости использования первой степени, а благодаря оптимальной построении бизнеса. Плюс SpaceX как частная компания может не выполнять некоторые обязательные для государственных компаний процедуры в процессе разработки и отработки космической техники на Земле. Он берет все риски на себя и сертифицирует перед государством только конечный продукт.

Вы совершенно правильно сказали, что пуски наших ракет-носителей одни из самых дешевых в мире. Но мы, конечно, не стоим в стороне технологического прогресса. Кстати, над проблемой посадки отработавших ступеней на Землю наши предприятия работали еще в 1970-х годах в рамках программы «Энергия-Буран». Технологически это вполне достижимая возможность.

Но сегодня многократность как технологический тренд пока не соответствует состоянию заказов на мировом рынке пусковых услуг. Чтобы многократный степень дал реальную экономию, летать нужно минимум раз в неделю. Сейчас даже в самых передовых космических держав запусков не более двух десятков в год.

Представьте себе. Первая ступень может взлетать десять раз. А запусков двадцать в год. То есть нам нужно два многократных первых степени в год. Но всю технологическую цепочку изготовления этого элемента нужно все равно хранить. Добавьте расходы на возвращение степеней и межполетный их обслуживания. В результате сегодня эти две ступени будут стоить не дешевле двадцати одноразовых.

Если бы мы летали 50-100 раз в год, тогда многократный степень дал бы реальную экономию. Если человечество в ближайшие годы кардинально увеличит грузопоток на орбиту, украинские предприятия также будут способны работать с многократными носителями. Необходимые проектные исследования по этому поводу уже проводятся.

- Какие долгосрочные перспективы отечественной космической отрасли? На каких направлениях и разработках надо сосредоточиться?

- Стратегически мы должны принимать максимально активное участие в международных проектах по освоению космоса - Луны, Марса, астероидов и тому подобное. У нас есть технологии, которыми владеют наши партнеры. К тому же освоение планет Солнечной системы - это астрономически дорогая прихоть. Даже самые мощные экономики мира не способны самостоятельно реализовать подобные программы.

Поэтому человечество обречено на международное сотрудничество в этой области. Опять же каждый должен делать то, что у него получается лучше всего, и тогда проекты становятся экономически привлекательными. Собственно, так в свое время была создана Международная космическая станция.

Сейчас планируется создание аналогичной станции на орбите Луны, именно для того, чтобы, в отличие от начала 1960-х, космонавты уже не были фактически смертниками. Если бы тогда что-то случилось на спутнике Земли, астронавты уже оттуда бы не вернулись.

Сейчас тренд другой - безопасность человека превыше всего. Создается путь к планетам. Уже существует станция на орбите Земли. Будет создан аналогичную станцию ​​на орбите Луны. И по этому маршруту будут летать пассажирские космические корабли. Причем на лунной станции будет минимум один спасательный корабль.

Этот проект требует огромного количества космических технологий. Нам есть что предложить мировому сообществу, и мы обязательно должны это сделать. И это главный стратегический стержень для космической отрасли Украины.

Добавить комментарий
Комментарии (0)
Прокомментировать

Популярное:

Войти через: